Справочники Ретротехника.Ру

Ретротехника производства Россия-СССР
по алфавиту
Справочник заводов производителей Россия-СССР
Справочник музеи
ретротехники

Прошлое и настоящее кинопроекционной техники в СССР

Искать:

купить, продать Прошлое и настоящее кинопроекционной техники в СССР, цены


Описание

Прошлое и настоящее кинопроекционной техники в СССР

 

Изобретения и открытия русских людей обеспечили возможность создания кинематографа, а следовательно, и кинопроекционной техники. Однако правительство самодержавно- крепостнической России не поощряло развития отечественной кинотехники. Широко пропогандировались идеи о том, что русским нечего заниматься кинотехникой, что все нужное за границей для нас сделают лучше. Поэтому состояние техники демонстрации кинокартин в дореволюционной России находилось на низком уровне , а основное кинопроекционное оборудование вывозилось из за границы. Наиболее распостраненными были проекторы фирмы Патэ- одного из крупнейших кинематографических предприятий того времени. Для кинотеатров применяли кинопроекторы, установленные на специальных, тяжелых металлических столах. Аппарат Патэ №1 выпущенный в 1896 году имел мальтийскую систему без маслянной ванны, вследствии чего мальтийский крест и эксцентрик быстро изнашивались. Смазка мальтийской системы разбрызгивалась и масло часто попадало на пленку. Нижний наматыватель отсутствовал и кинофильм, прошедший через аппарат, попадал в корзину обшитую материей. В дальнейшем таже фирма создала вторую модель кинопроектора, уже с наматывателем и масляной ванной для мальтийского креста. В десятых годах 20-го века вторая модель от Патэ, с измененной системой наматывателя получила широкое распостранение в России. Кинопроекторы снабжались ручным приводом, а позднее стали применяться электродвигатели. в качестве проекционного источника света такие проекторы имели дуговую лампу с простыми углями, с силой тока до 100 а, осветительная проекционная система представляла собой конденсор. а проекционный объектив имел относительное отверстие  около 1:4,5. Так как до революции в России электрическая энергия была только в некоторых городах, то киноустановки часто имели собственную электростанцию, состоящую из двигателя внутреннего сгорания и связанной с ним динамомашины постоянного тока напряжением в 65 или 110 в. Такая электростанция была довольно сложным элементом оборудования, поэтому многие киноустановки снабжались неэлектрическими источниками света , в основном известково- калильным светом, который иногда называют "друмондовым светом". Известково- калильный свет получается при накаливании до белого каления в пламени с высокой температурой известковой пластинки, которая и является проекционным источником света. Пламя с высокой температурой образуется с помощью горючих газов  или паров, сжигаемых в струе кислорода. В качестве горючих газов используются: светильный газ, водород, ацетилен; в качестве паров- пары бензина, газолина, эфира и ацетона. В зависимости от рода газа или пара для целей кинопроекции применяли водородно-кислородное, эфирно-кислородное, бензино-кислородное, ацетилено-кислородное и тому подобные виды известково-калильного освещения.

На рисунке №1 показана одна из установок, обеспечиввающая получение известково-калильного света с помощью ацетилено-кислородного освещения.

Кинопроекционный аппарат Патэ №2 часто использовался не только как стационарный, но и как передвижной, для чего его снимали с чугунного или железного стола и устанавливали на деревянной доске. однако в дореволюционной России применяли и специальные передвижные кинопроекционные аппараты типа "Кок" предназначенные для особой киноплнки шириной 28 мм. продвижение фильма в кинопередвижке осуществлялось с помощью ручного привода, причем одновременно приводился в вращение якорь небольшой динамомашины переменного тока , которая питала током маломощную лампу накаливания. Эта лампа была проекционным источником света.

Известно что в России уже в 1896 году были изобретатели , предложившие новые системы кинопроекционных аппаратов, например И. Акимов, А. Самарский и другие. Однако эти изобретения не были реализованы. Первые попытки создать отечественный передвижной кинопроектор относятся повидимому к  1910 году, когда А. Н. Камкин предствил на Вологодскую кустарную выставку сконструированный и изготовленный им лично кинопередвижной аппарат с динамо-приводом, за который получил награду.- Большую серебряную медаль. А. Н. Камкин родился в таежной глуши Тотемского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина, с восьми лет он помогал отцу по хозяйству, окончил 3-классное училище. С детства он занимался механикой, обучался электротехнике. Создав своими руками кинопроектор, А. Н. Камкин стал ездить по деревням и показывать кино, а в 1918 году перешол на работу в Тотемский военный комиссариат. На всесоюзной хозяйственной выставке 1923 года А. Н. Камкин демонстрировал третью модель своей кинопередвижки, за которую получил диплом 3-й степени и денежную премию.

Передовые деятели дореволюционной кинематографии, которым были дороги национальные интересы страны, понимали, что одна кустарно изготовленная передвижка не решает вопроса о создании отечественного производства кинопроекторов. Поэтому уже в 1912-1914 годах делаются попытки организовать производство кинопроекционных аппаратов. первому в России удалось это осуществить А. Д. Мину, который не только сконструировал, но и изготовил из отечественных материалов серию кинопроекционных аппаратов. При этом, из-за отсутствия необходимого опыта в киноаппаратостроении, а главное исходя из того, что владельцы кинотеатров привыкли к аппаратам Патэ, кинопроектор Мина был выполнен по типу Патэ. Интересна судьба этих проекторов. Русские кинодельцы, зараженные господствовавшими идеями о превосходстве заграничной техники, не проявили никакого интереса к русской конструкции кинопроектора и последний не находил сбыта. Тогда А. Д. Мин применил довольно своеобразный прием. Он поместил на свои аппартах изображение лебедя с тремя латинскими буквами S.P.M. ( Санкт Петербург Мин) и с подписью Льеж. Этих " бельгийских" кинопроекционных аппаратов было изготовлео более 200 шт и они довольно быстро были распроданы.

На рисунке показан кинопректор Мина , имевший марку " Монарх" 1916 год. Позднее А. Д. Мин построил для школ малогабаритный проектор для школ  " Богатырь" , получивший некоторое распостранение в средних учебных заведениях.

Инженер П. В. Сосновский разработал другой кинопроектор оригинальной конструкции, носивший марку "ПСБ" и по своим качествам превосходивший ранние аппараты иностранных фирм. Для своего кинопроектора тот же конструктор разработал другую лампу " Идевал".

Новые кинопроекторы начали изготавливаться целиком из отечественных материалов на заводе в Белостоке, однако их производство было прекращено в 1914 году из за начавшейся первой империалистической войны.


Комментарии (0)

Добавить новый комментарий

Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: