Справочники Ретротехника.Ру

история Московского завода ЗВИ

Искать:

купить, продать история Московского завода ЗВИ, цены


Описание

история Московского завода ЗВИ

 

сайт завода:  http://motors.zvi.ru/

 

Завод был основан в 1847 году англичанином Гоппером "для приготовления и починки машин, ввозимых из-за границы", как сказано в деле об открытии в Москве на Щипках нового промышленного заведения. 
Жестокая эксплуатация, невыносимые условия жизни и труда рабочих порождали стихийные волнения, а затем и организованные стачки и забастовки протеста. 
В 1887 году на заводе организуется первый подпольный марксистский рабочий кружок. Устанавливаются связи с петербургским "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса", которым руководил В.И.Ленин. Завод становится подлинным большевистским центром Замоскворечья, всей Москвы. 
В 1916 году завод переходит в собственность московского предпринимателя Михельсона, меняет профиль производства на снарядный и машиностроительный
В марте 1917 года на заводе был избран заводской комитет, в который вошли большевики и сочувствующие большевикам рабочие. Комитет установил контроль за производством, стал защищать интересы трудящихся. Рабочие становились хозяевами своей судьбы. Через этот комитет партийная организация руководила всей деятельностью рабочих. Занимаясь производственными делами, коллектив в то же время посылал по заданиям партии своих людей в деревню, в Красную Армию.

В апреле 1917 года на заводе был создан отряд Красной гвардии. В боях за победу Октябрьской революции погибли красногвардейцы-большевики Петр Добрынин, Люсик Лисинова, юный Павлик Андреев и многие другие заводчане. Оно похоронены на Красной площади у Кремлевской стены.



Макет гранатного корпуса,
в котором в 1918 году неоднократно выступал Ленин.


В 1918 году Советское правительство переезжает в Москву. Вскоре после приезда В.И.Ленин побывал в Замоскворечье на заводе "бывшего Михельсона". Перед партией в этот момент со всей остротой встала задача создания Красной Армии, оснащения ее оружием для защиты Советской власти. Этому вопросу было посвящено первое выступление В.И.Ленина перед рабочими завода. Всего Владимир Ильич приезжал на завод 6 раз. Во время второго посещения Ленин принимал торжественную присягу воинов Красной Армии. Третий раз он выступал на митинге рабочих завода и района на тему "Гражданская война". В свой четвертый приезд Владимир Ильич произнес речь "Советская республика в опасности". Пятая встреча с рабочими завода состоялась после левоэсеровского мятежа в Москве. Тема выступления Ленина: "Две власти (диктатура пролетариата и диктатура буржуазии)". После митинга Ленин был ранен выстрелом эсерки Каплан. Последний раз Владимир Ильич был на заводе накануне первой годовщины Октябрьской Революции. О выступлениях Ленина рассказывает мемориальная доска, укрепленная на фасаде заводоуправления.



Мемориальная доска
на здании заводоуправленияю.


9 сентября 1922 года заводу, на котором пролилась кровь вождя мирового пролетариата, было присвоено его имя. Завод стал носить имя Владимира Ильича.

В 1920 году по заданию Ленина предприятие освоило изготовление машин для гидравлическо-механической добычи торфа. Шатурская электростанция - первенец советской электрификации по плану ГОЭЛРО - работала на торфе, добываемом этими машинами. В годы первых пятилеток завод выпускал продукцию, необходимую для подъема народного хозяйства страны: лесопильные рамы, запчасти для тракторов, мощные лебедки для Магнитостроя и Кузнецкстроя, тяжелые токарные станки. Был изготовлен первый проходческий щит и тюбинги для строительства туннелей московского метро.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Многие ильичевцы ушли на фронт. Их заменили женщины-домохозяйки, ученики ремесленных училищ, а также те, кто не попал в армию.

Завод перешел на выпуск военной продукции: артиллерийских снарядов, первых реактивных снарядов для знаменитых "Катюш" и др. В короткие сроки ильичевцы увеличили выпуск продукции для фронта вдвое, а затем втрое. Многие рабочие завода участвовали в строительстве оборонительных рубежей под Москвой.

В 1942 году самоотверженный труд ильичевцев был отмечен высокой наградой - орденом Ленина. Заводу было оставлено на вечное хранение знамя Центрального Комитета партии и Государственного комитета обороны. Вскоре после разгрома немецких войск под Сталинградом коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени


Знамена в музее завода.

Еще до победоносного завершения войны завод постепенно переходил на выпуск мирной продукции, необходимой для восстановления народного хозяйства. Было освоено производство насосов для откачки воды из затопленных шахт Донбасса, изготовлены опытные образцы первых в стране самоходных комбайнов.

В 1947 году завод переключился на производство электродвигателей и другой электротехнической продукции. Была освоена первая единая серия асинхронных двигателей А. В свое время они не уступали лучшим зарубежным образцам. Ее сменили серии следующих поколений - А2 и А3. Первый в нашей стране государственный Знак качествабыл присвоен серии А3. Стали выпускать стиральные машины с ручным отжимом, затем двухбаковые с центрифугой. Завод изготовлял автономные передвижные электростанции, сварочные агрегаты, крупные электродвигатели большой мощности, одномашинные преобразователи частоты.

В 1969-1972 годах разработана четвертая единая серия двигателей. В нее были заложены технические решения, защищенные свидетельствами на изобретение, запатентованные в ведущих капиталистических странах.

В 1971 году за успехи, достигнутые в седьмой пятилетке, завод был награжден Орденом Октябрьской Революции.

С 1992 года и по настоящее время завод выпускает двигатели пятой серии в чугунном корпусе, отличающиеся от предыдущих серий повышенной надежностью, а также закрытые двигатели шестой серии.

Завод является единственным в России производителем двигателей с фазным ротором, а также ряда специальных электродвигателей.

 

памятные медали и знаки завода ЗВИ

 

 

 

 


Комментарии (0)

Добавить новый комментарий

Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Copyright © 2006-2018 Частный музей "РЕТРОТЕХНИКА.РУ"
Яндекс.Метрика
Copyright © 2006-2018 Частный музей "РЕТРОТЕХНИКА.РУ"