купить, продать история Ленинградского завода Электросила им. Кирова, цены
История завода взята с сайта: http://museum.power-m.ru/plants/elektrosila/history/
1898–1917
Начало эры петербургского электромашиностроения пришлось на середину XIX века, а в 1898 году император Николай II утвердил устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» в Санкт-Петербурге. Siemens & Halske — немецкая компания, которая занималась производством электротехнического оборудования, железнодорожного транспорта и бытовой техники. Ее учредителем являлся известный промышленник Вернер фон Сименс. Современная территория завода начала осваиваться в 1911 году, когда производство электрических машин и другого оборудования было переведено из центра Петербурга в корпуса за Московской заставой.
1898
3 апреля (по старому стилю) 1898 года принято считать датой основания первого электромашиностроительного предприятия в России — именно тогда был утвержден устав «Сименс-Гальске». Завод специализировался на выпуске электрических машин, тяговых электродвигателей, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.
1911
Завод переехал с Васильевского острова на новую производственную площадку за Московской заставой. С васильеостровского электротехнического предприятия были переведены все рабочие, занятые изготовлением сильноточных изделий — электрических машин, трансформаторов и высоковольтных аппаратов: обмотчики, токари, слесари, фрезеровщики, а также русские инженеры, техники и мастера. Завод за Московской заставой приступил к работе по чертежам и технической документации берлинской фирмы. Многие комплектующие и детали получали также из Германии.
1912
1913
Уже к 1913 году петербургский «Завод динамо-машин фирмы Сименс-Шуккерт» работал с полной загрузкой. В цехах трудилось почти 900 человек, общий выпуск электротехнических изделий в пересчете на мощность достиг 100 тыс. кВт. В мастерских завода было установлено около 200 различных станков.
1914
1 августа (по новому стилю) 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну. Начало боевых действий сразу же остановило поступления из Германии полуфабрикатов и материалов на российские предприятия. Для руководства петроградскими заводами было образовано новое управление Русского акционерного общества фирмы «Сименс-Шуккерт». Причиной стал не только разрыв всех технико-экономических связей с Германией, но и тот факт, что немецкие специалисты, работавшие в правлении Русского акционерного общества «Сименс-Гальске» и на заводах фирмы, покинули Россию в самом начале войны. Завод оказался фактически бесхозным.
1916
В 1916 году в портфеле заказов предприятия было 4076 электрических машин и 600 трансформаторов общей мощностью 184 036 кВт. В годы войны петроградский завод динамо-машин оставался основным поставщиком электрических машин, трансформаторов и высоковольтных аппаратов для армии, флота и промышленности. С начала войны и до 1918 года фактическим руководителем завода динамо-машин был инженер-электротехник Леонид Борисович Красин, он приложил огромные усилия для того, чтобы сохранить электротехническое производство в Петрограде.
1917
27 (14) ноября 1917 года принят декрет об установлении рабочего контроля над производством. После Первой мировой войны завод перешел в собственность государства. В конце декабря 1917 года по распоряжению Л.Б. Красина завод военных и морских приборов «Сименс-Шуккерт» был поставлен на консервацию. Наиболее ценное оборудование и материалы переданы заводу динамо-машин. В бывшей гранатной мастерской организована инструментальная, в складских помещениях установили волочильные станки и оборудован травильный участок.
В тяжелое послереволюционное время в цехах завода динамо-машин оставалось немногим более 300 рабочих. Выпуск продукции по сравнению с 1914 годом сократился в 25 раз.
1917–1941
В 1920 году утвердили план ГОЭЛРО, а уже к 1930 году было построено более 30 тепловых и гидроэлектростанций, многие из которых функционируют по сей день. Первенец ГОЭЛРО, Волховская ГЭС заработала в 1926 году. В период индустриализации развивается машиностроение, причем с 1934 года советская энергетика уже не была полностью зависима от импортного оборудования — советские конструкторы и производители турбин освоили собственное производство. В предвоенные годы завод «Электросила» выпустил 122 турбогенератора, несколько типов гидрогенераторов, в том числе для Рыбинской, Угличской, Земо-Авчальской ГЭС, большое количество электродвигателей и аппаратуры.
1918
В июле 1918 года в Кремле состоялся разговор инженера-энергетика Генриха Осиповича Графтио с новым главой государства В.И. Лениным. «Разговор, продолжавшийся несколько минут, решил дело, — вспоминал позднее инженер. — Будем строить Волховскую станцию!» Наряду с Волховской было решено построить несколько электростанций для крупнейших промышленных центров страны: в Подмосковье — Каширскую (12 тыс. кВт) и Шатурскую (5 тыс. кВт), в Петрограде — «Уткину заводь» (20 тыс. кВт).
1922
В конце 1922 года, к пятилетию образования Советской республики, было принято решение переименовать ряд промышленных предприятий. По предложению Леонида Борисовича Красина завод динамо-машин получил название «Электросила». Официальное название закреплено за заводом в 1922 году, и именно под этой маркой создавалась научно-техническая школа отечественного электромашиностроения, ее специалисты принимали участие в реализации плана ГОЭЛРО, разработав первые отечественные гидрогенераторы.
1924
1923–1925
Заводу поручено наладить производство трамвайных двигателей для восстановления трамвайного движения в Петрограде, Москве и Ташкенте.
1926
19 декабря 1926 года состоялся торжественный пуск Волховской ГЭС. Четыре гидрогенератора для станции изготовили на «Электросиле». Таких машин в Европе еще не производили: наружный диаметр волховского генератора составлял 10 метров, вес — 250 тонн. В создании уникальных машин принимали участие многие ленинградские заводы: в их числе Ленинградский Металлический, Балтийский и «Красный путиловец». Параллельно разработку и производство пяти гидрогенераторов для Волховской ГЭС вела шведская компания ASEA. Машины, изготовленные на «Электросиле», продемонстрировали лучшие, чем у шведских, технико-экономические показатели (коэффициент полезного действия, меньший нагрев обмотки возбуждения ротора, меньшая масса).
1926–1927
1927
Начат выпуск заводской многотиражной газеты «Электросила». Главным редактором газеты в 1930-х годах работала О.Ф. Берггольц.
1930
При «Электросиле» открылся Ленинградский электромашиностроительный техникум (ЛЭМСТ). Первое время в нем обучалось 4 группы студентов без отрыва от производства. ЛЭМСТ готовил кадры по специальностям «Электромашиностроение», «Электроаппаратостроение», «Обработка металлов резанием». В 1934 году было открыто и дневное отделение; прием увеличился до 8 групп ежегодно по тем же специальностям.
В феврале 1930 года на заводе было организовано Общезаводское бюро исследований (ОБИС), которое возглавил Роберт Андреевич Лютер, впоследствии бессменный шеф-электрик завода. В электротехническом отделе ОБИСа было несколько групп: расчета и испытаний серийных машин переменного тока, исследований турбо- и гидрогенераторов, исследований коммутации машин постоянного тока, метрологии и магнитных измерений. Исследования конструкторов «Электросилы» заложили фундамент теоретической базы отечественного электромашиностроения.
К 1 мая 1930 года досрочно сдан новый корпус по производству турбо- и гидрогенераторов (турбокорпус). Новое производственное помещение впечатляло масштабом: длина двух параллельных пролетов — 135 метров, ширина каждого — 28 метров. Общая производственная площадь — 12 тыс. квадратных метров.
В 1930 году также была разработана эмблема завода.
1931–1932
1933
«Электросила» выполнила заказ по производству гидрогенераторов для Днепрогэса. Изготовление машин велось с 1930 года по технической документации американской фирмы General Electric. По условиям контракта «Электросила» должна была изготовить 4 машины мощностью 77,5 тыс. кВА массой 825 тонн, остальные 5 генераторов производила американская компания. Опыт электросиловцев получил международное признание. На 5-й международной электротехнической конференции в Париже о генераторах Днепрогэса говорили как о крупном достижении мировой электротехники.
1937
Завершено изготовление турбогенератора мощностью 100 тыс. кВт с частотой вращения ротора 3000 оборотов в минуту и косвенным воздушным охлаждением для Сталиногорской (Новомосковской) ТЭС. Появление этой машины стало своеобразным рекордом — в мире ничего подобного не производили.
Благодаря успешному развитию «Электросила» уже начиная с 1930-х годов начала экспортировать свою продукцию. Продукция завода известна более чем в 80 странах Западной и Восточной Европы, на Ближнем Востоке и в государствах Юго-Восточной Азии, в Южной и Северной Америке и Африке.
1941–1945
С июня 1941 года вся отечественная промышленность начала работать на победу. В первые же дни войны на фронт ушло большинство мужчин, и работа легла на плечи женщин и подростков блокадного Ленинграда. Около двух тысяч электросиловцев в первые же дни войны были мобилизованы в Красную армию и 1013 человек зачислены добровольцами в народное ополчение.
1941
В июле и августе 1941 года несколько эшелонов с людьми, оборудованием и материалами с «Электросилы» были отправлены вглубь страны. На заводе создавались команды местной противовоздушной обороны (МПВО), которые обороняли предприятие, охраняли оборудование и материальные ценности. В сентябре численность личного состава МПВО доведена до 311 бойцов, большую часть его составляли женщины.
6 сентября 1941 года на территории «Электросилы» разорвались первые артиллерийские снаряды, а через два дня фашистские летчики сбросили на завод 300 зажигательных бомб. От «Электросилы» до линии фронта было 4 километра, территория завода едва ли не ежедневно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам с воздуха.
ноябрь 1941 года
С 20 ноября 1941 года рабочие завода стали получать по 250 граммов черного хлеба в сутки, а служащие — по 125. Заводская столовая выдавала в день каждому по две тарелки щей. Несмотря на тяжелое положение работников, коллектив «Электросилы» не прекращал выпуск продукции, на предприятии постоянно велись разработки новых изделий.
Так, «Электросила» — единственное в стране предприятие, возобновившее в годы войны производство быстродействующих автоматов управления. Такие изделия с выгравированной надписью: «Сделано в Ленинграде в период блокады» самолетами доставлялись на Большую землю.
23 сентября 1942 года
По кабельной линии, проложенной по дну Ладожского озера, электроэнергия, вырабатываемая Волховской ГЭС, начала поступать в Ленинград. Это было бы невозможно без самоотверженного труда электросиловцев, принимавших участие в восстановлении гидрогенераторов станции.
Еще в начале 1942 года был разработан план восстановления агрегатов Волховской ГЭС. «Электросила» немедленно отправила на станцию конструкторов, монтажников, наладчиков-испытателей — всего 19 человек.
Работой по восстановлению волховских гидрогенераторов руководил инженер-конструктор К.И. Вакуров. Восстановление, монтаж и опробование первых трех гидрогенераторов и двух вспомогательных машин мощностью 1,75 кВт закончили в июне 1942 года, а в сентябре первый ток пошел в блокадный Ленинград.
1943–1945
300 фугасных и зажигательных бомб было сброшено на завод за время войны, на территории разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Корпус первого в Европе синхронного компенсатора с водородным охлаждением трижды был пробит осколками вражеских снарядов во время изготовления.
1945
После войны завод был вовлечен в работы атомного проекта СССР. В рамках ПГУ при заводе «Электросила» было создано СКБ, проект постановления о создании СКБ готовили руководитель проекта Б.Л. Ванников, нарком электропромышленности СССР И.Г. Кабанов и представитель Госплана Н.А. Борисов. После доработки документ вышел в виде Постановления СНК СССР от 27 декабря 1945 года № 3176-964сс «Об организации Особого конструкторского бюро по проектированию электромагнитных преобразователей при заводе «Электросила» Наркомэлектропрома».
Всего за время войны, с 1943 по 1945 год, заводом было изготовлено 10 458 электрических машин.
1945–1960
Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны проходило в сложных условиях, страна понесла огромные потери — и людские, и ресурсные. Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, страна потеряла около 30% национальных богатств. Основная задача заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и превзойти их. Предусматривалось первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности, куда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы.
1947
В августе 1947 года на Сталиногорской ГРЭС запущен в эксплуатацию первый турбогенератор мощностью 100 мВт с водородным охлаждением. Применение водорода в качестве охлаждающей среды давало возможность экономить около 10 тысяч тонн угля в год. Работа по созданию этой уникальной машины была удостоена Государственной премии третьей степени. Лауреатами стали инженеры Д.В. Ефремов, Е.Г. Комар, В.В. Титов, Е.И. Карташов, К.В. Данилов.
1949
«Электросила» поставила Нижне-Тагильскому металлургическому заводу генераторы постоянного тока (тип ГП 2500-500 мощностью 2,5 тыс. кВт с частотой вращения 500 об/мин) для первого отечественного электропривода с электромашинным управлением. За ними последовали крупные машины постоянного тока (тип МП-12000-65 мощностью 12 тыс. кВт, 900 В, 65/90 об/мин), первый такой электродвигатель был изготовлен в 1959 году для блюминга металлургического завода им. Дзержинского в Днепродзержинске. Такой же двигатель поставлен «Электросилой» на Нижнетагильский металлургический завод для реконструкции блюминга.
1950
1958
Инженерам «Электросилы» удалось создать турбогенератор мощностью 200 тыс. кВт с непосредственным охлаждением обмотки ротора водородом. На международной выставке в Брюсселе он был удостоен золотой медали.
1960
Специалисты завода «Электросила» сыграли заметную роль в восстановлении научно-технического потенциала послевоенной страны.
1961–1990
1960-е и 1970-е годы никак нельзя назвать застойными для советской энергетики: напротив, в это время в практику генераторостроения широко внедряются новые, подлинно революционные идеи и проектные решения. Достигнут безусловный паритет технического уровня наших генераторов с наивысшими достижениями мирового электромашиностроения. Такой паритет, вкупе с выходом на лидирующие позиции, укрепился на фоне обострения потребности энергетики в значительном повышении единичной мощности энергоблоков на электростанциях. Тогда ведущие производители генераторов в нашей стране и за рубежом практически одновременно решились на радикальный и исключительно ответственный шаг — ввести непосредственное охлаждение обмоток статора и ротора, что позволило многократно повысить удельные нагрузки и, соответственно, предельную мощность машин. В эти годы одновременно с расширением производства развивается и научно-исследовательская база электромашиностроительной отрасли, при этом завод «Электросила» остается ведущим предприятием отрасли как в отношении качества изделий, так и по объемам поставки.
1962
Образована крупнейшая советская электротехническая фирма «Электросила». Головным предприятием объединения стал одноименный завод, к которому присоединились Ленинградский электромашиностроительный завод (ЛЭЗ), великолукский завод пускорегулирующей аппаратуры «Реостат», предприятие в городе Дно Псковской области и научно-исследовательский институт.
1963
1967
Пущен в эксплуатацию первый блок Красноярской ГЭС. На станции установлены гидрогенераторы небывалой для того времени мощности — 500 тыс. кВт. За создание генераторов Красноярской ГЭС главный инженер объединения «Электросила» В.В. Романов удостоен Ленинской премии СССР. Позднее коллектив предприятия разработал и изготовил гидрогенераторы рекордной единичной мощности 640 МВт для Саяно-Шушенской ГЭС.
1970
Важную роль в создании испытательного комплекса сыграл Георгий Константинович Жерве. На основе многолетних исследований Г.К. Жерве был разработан проект испытательного комплекса, обеспечивающего максимальное приближение условий стендовых испытаний турбогенератора к условиям работы на электростанции. Такой комплекс, не имеющий аналогов в мире вплоть до настоящего времени, был введен в работу в 1970 году. Первой испытуемой машиной был головной образец турбогенератора мощностью 800 МВт, сопрягаемый электрически и механически с нагрузочной машиной мощностью 1000 МВт. Обе машины были оснащены системами возбуждения, подачи в них дистиллированной воды и газообразного водорода, а также системами управления, регулирования и защиты.
Испытательный стенд был территориально совмещен с производственными участками механической обработки и обмотки роторов, а также полного цикла сборки статоров наиболее крупных турбогенераторов, что обеспечивалось, в частности, использованием двух кранов грузоподъемностью 250 тонн. За создание производственно-испытательного комплекса турбогенераторов большой мощности О.А. Ривьер, В.И. Цибульский и А.А. Максимов удостоены Государственной премии Совета министров СССР.
1972–1975
В середине 1970-х годов для листопрокатного стана «2000» Новолипецкого металлургического завода создаются самые мощные в мире прокатные машины — высокоскоростные электродвигатели постоянного тока двухъякорного исполнения. Итогом работы по созданию машин постоянного тока можно назвать тот факт, что в России около 50% всех приводов прокатных станов металлургических комбинатов и заводов оснащены машинами с маркой «Электросила».
«Сделано на «Электросиле» — сделано на отлично» — лозунг, выдвинутый работниками завода в октябре 1972 года.
1978
18 декабря 1978 года первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС поставлен под промышленную нагрузку. Машины для этой станции, произведенные Ленинградским производственным объединением «Электросила», — последнее слово в мировом гидрогенераторостроении. Гидрогенератор Саяно-Шушенской ГЭС имеет рекордную мощность на полюс — 15,5 мВА, минимальный удельный расход материалов — 2,5 кг/кВА.
Суммарная мощность всех гидрогенераторов, изготовленных «Электросилой», составляет 58 млн кВт (1998 год), и более четверти изготовленных машин поставлена на экспорт (16 млн кВт).
«Электросила» награждена двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, орденом Красного Знамени Труда Народной Республики Болгарии и орденом Труда Корейской Народной Демократической Республики.
1980-е
С начала 1950-х до середины 1980-х годов «Электросилой» был разработан и поставлен ряд уникальных генераторов и двигателей постоянного тока для отечественного судостроения. Для судов-спасателей и судов ледового плавания («Витус Беринг», «Алексей Чириков» и др.) были поставлены гребные двигатели ГП158. А в следующее десятилетие коллективом «Электросилы» разработаны машины «погружного» исполнения для подводных лодок.
1980
К концу 1980-х годов «Электросила» обладала самым высоким в отрасли научно-исследовательским потенциалом, высококвалифицированным персоналом и крупнейшими производственными мощностями, а парк генераторного оборудования, изготовленного для энергосистем страны, составлял более 80% общей установленной мощности.
Процесс приватизации завода «Электросила» проходил в период, когда предприятие испытывало значительные трудности, связанные с вхождением, вместе с промышленностью всей страны, в рыночные условия. В то время оказались нарушены ранее сложившиеся связи с поставщиками и покупателями, также назрел кризис неплатежей, в связи с чем ощущалась серьезная нехватка оборотных средств. В условиях жесткой конкуренции завод начал осваивать новые виды продукции для внутреннего и внешнего рынков. Дисциплина, опыт самофинансирования, прямые связи с заказчиками и поставщиками, а также переориентация производства позволили заводу выжить в непростое для страны время.
1991
28 сентября 1991 года ЛПЭО «Электросила» преобразовывается в акционерное общество открытого типа.
1993
Фонд имущества Санкт-Петербурга провел чековые и имущественные аукционы, в ходе которых были проданы 29% акций АО «Электросила», принадлежащих государству. Победителем стало АО «Сименс». Это был завершающий этап процесса приватизации и создания АО «Электросила»: основными владельцами акций стали трудовой коллектив (51%), фирма «Мардима» (21%) и АО «Сименс» (29%).
1994
Разработаны и изготовлены первые образцы тяговых электродвигателей постоянного тока типа ТДМ-1, ТДМ-1Э для электропоездов метрополитена, типа ТЭД-1 для трамвая и генератор типа ГПС-120-1500 для силовой установки самоходных машин на железнодорожном транспорте.
23 ноября 1994 года
Финансовым управлением Мэрии Санкт-Петербурга был зарегистрирован второй выпуск акций АО «Электросила». Основной пакет акций приобрело АО «Электромашиностроительная корпорация». Доход, полученный от эмиссии, составил 20 млрд рублей, средства были направлены на техническое перевооружение и пополнение оборотных средств. Владельцами акций стали, в основном, «Сименс», ЭМК и «Мардима».
1997 год
На собрании акционеров был избран новый состав правления АО «Электросила» и поставлены сложные задачи на ближайшие три года по модернизации и техническому перевооружению производства.
Наталья Иванова:
26.04.2020г. в 14:26
Хотелось бы узнать, если архивные данные о людях работавших на заводе во время ВОВ?
Ивянский Виктор Захарович:
21.01.2022г. в 02:10
Здравствуйте! Мой дедушка Ивянский Иван Юрьевич работал на заводе с 1919 по 1936год.Умер после собрания придя домой, видимо такова была реакция руководства на его выступление что так с ним произошло.Его жена умерла в блокаду.К сожалению более этого ничего об этом мне неизвестно осталось 1 групповое фото в цеху. Просьба если есть какие- либо сведения об этом и его труде на заводе сообщить мне или куда обратиться. Спасибо. Его внук Ивянский В.З.и внучка Ивянская В.В. CПб
Ивянский Виктор Захарович:
21.01.2022г. в 02:13
Большое спасибо,буду ждать.
Светлана Васильева:
02.10.2022г. в 22:18
На "Электросиле" более 60 лет работал мой родственник - Петр Петрович Хоботов. Это его единственное место работы, поступил туда еще в 1939 году. Тут же работала сестра моего деда - Сильченкова Анна Андреевна, также начала работу еще до войны, всю блокаду - у станка. Награждена медалью "За оборону Ленинграда". При артобстреле цеха ей оторвало пальцы на руке, но работу не бросила, вскоре встала в строй, продолжила трудиться и после войны. Это также ее единственное место работы.
цы н