История музыкальных центров «Ода»

В городе Муром инженерами завода «РИП» в 1985 году был разработан и запущен в  серийное производство первый в СССР малогабаритный музыкальный комплекс «Ода 101 Стерео». В котором впервые были реализованы уникальные, да же революционные схемные решения, но об это позже. Когда этот центр занял своё место на полках магазинов, он вызвал неоднозначную реакцию советских покупателей, но было два фактора которые однозначно не вызывали споров: это его внешний вид и цена. Теперь конкретно, внешний вид был мягко говоря не ахти, он серьёзно проигрывал дизайну аппаратуры тех лет, вторым минусом была его цена в 925 рублей. Наш советский покупатель не понимал, как такой маленький комплекс так дорого стоит. Эти факторы и заставили «Ода 101 Стерео» надолго задержаться на полках советских магазинов, причём ассортимент техники был тогда довольно разнообразный. Но давайте детально разберёмся со стоимостью комплекта. Начнём с усилителя мощности, во первых печатные платы изготавливались из фольгированного стеклотекстолита, проходные отверстия имели металлизацию, радио детали применялись с военной приёмкой, не забываем, что завод военный. Отдельной похвалы заслуживает защита усилителя, так вот, в отличии от традиционной схемо техники которая отключает колонки от усилителя, предоставляя усилитель на произвол судьбы, защита «Оды-101» отключает питающее напряжение усилителя мощности. Поднимаемся выше. Усилитель предварительный, как я уже писал, элементная база на высоте. Конструкторы завода создали истинно уникальный аппарат, который имея скромные габариты вместил в себя по мимо усилителя корректора магнитного звукоснимателя реализованного как самостоятельный блок в экране, усилитель стерео микрофонов, реализованного так же. Особого внимания заслуживает тембр блок, он состоит из регулятора тембра НЧ, регулятора тембра ВЧ и трёх регуляторов тембра СЧ. По сути это пяти полосный эквалайзер. Но и это ещё не всё, схемотехника этого блока выполнена на катушках индуктивности, а это дорогого стоит. Поднимаемся выше и видим УКВ приёмник. Особенного в нём ничего нет, блоки стандартные, кроме интересной шкалы настройки, выполненной из светодиодов. На вершине нашего комплекса расположился кассетный магнитофон. Монтаж качественный, детали с позолотой, конденсаторы серии КМ-3 содержащие палладий, вообще в каждом блоке устанавливались такие детали, межблочный монтаж выполнен проводом в фторопластовой оболочке (МГТФ). Механизм транспортировки ленты был взят от магнитофона «Весна», только полностью переделался узел управления, попросту клавиши. Ну вроде бы и всё, но нет. В блоках питания каждого устройства был применён круглый трансформатор (ТОР). И теперь колонки, многие сейчас удивятся от их конструктива, но обо всём по порядку. Корпуса сделаны из металла. С виду похоже, что в колонках отсутствует фазоинвертор, но это не так. Фазоинвертор у этих колонок типа «лабиринт» и находится в задней крышке колонки. Многие спросят, зачем? Всё логично, «лабиринт» устраняет акустическое «короткое замыкание», что это такое, напишу и это. Это резкое уменьшение звукового давления в пространстве из за дифракции звуковых волн. Наверно многие владельцы сейчас уже бегут в гараж с мечтой на удачный поиск этих колонок. Вот и всё, я надеюсь что теперь стала понятна цена этих маленьких, страшненьких «коробочек». По большему счёту Муромские конструкторы положили начало малогабаритной аппаратуре Советского союза.  А вообще злой рок настиг комплекс «Ода-101», потому что в девяностые годы, когда пошла «мода» на золотосодержащие детали, из неё выкусывали эти детали, остальное просто выбрасывали. Вот что значит военка.      

 

Действие второе.  

 

Итак продолжим нашу тему,  тему «Оды», но не той «Оды-101», а другой «Ода 102 Стерео»

Завод «РИП», не получив заветной прибыли от первого своего «детища» «Оды-101», как положено, по военному сменил тактику. И, о чудо, в 1986 году на свет появилась «Ода 102 Стерео», она стала и красивее и дешевле и глаз покупателя стала радовать и кошелёк перестала опустошать, как её старшая сестра. Но обо всём по порядку. И вооружившись скалолазкой-вперёд к вершине. Первый блок, как и положено усилитель мощности (УМ), схемотехника, как и положено претерпела изменение, какое? Да вот такое, она стала проще, но характеристики сохранила. Самое главное, что алгоритм работы защиты сохранился. Продолжим восхождение. Следующий блок, это усилитель предварительный (УП). Тут конечно можно заплакать и есть на это повод. Из этого «организма» вырезали всё, превратив его в самый посредственный аппарат. Спросите что? Отвечу, удалили микрофонный усилитель, отрезали у эквалайзера две полосы, усилитель корректор снял с себя экран, катушки индуктивности в схеме эквалайзера удалили. Вот и стал УП убогим, жалко мне его, как хорошо всё начиналось. Поплакали и хватит. Выше мы лицезреем УКВ-приёмник, в принципе он стал симпатичнее, но потерялся шарм. Простой верньерный механизм «пододвинул» электронную шкалу с бегающим светодиодиком. Но зато приобрёл интересный светодиодный индикатор точной настройки, очень красиво работающий. Блоки приёмника остались стандартными. Вы думаете, что я забыл про колонки, нет, я помню и тема колонок интересная. Ну всё добрались до вершины, до магнитофона. Магнитофон «Ода-МП302» интересная штучка, спросите чем, а вот чем, разработчики данной коробочки преследовали, я так думаю две цели. Первая цель: магнитофон удобнее установить первым в стойке или как удобнее, как видим «Ода-101» не позволила это реализовать. Вторая цель: функциональность лентопротяжки. Пропахав просторы нашей необъятной страны, разработчики пошли просить валюту на закупку иноземного чуда. И что бы не ударить в грязь лицом, изучив опыт завода «Радиотехника», выбор пал на ЛПМ Венгерского завода BRG. Кинематика оказалась дивной, полностью пластмассовой и на, вдумайтесь, на шестерёнках. В понимании советского человека шестерёнка в кинематике магнитофона это невозможно, это грохот и скрежет. Ан нет, Венгерский механизм работал тихо, потому что был отлит из специальной пластмассы на прецизионных матрицах. Это еще не всё, при ближайшем рассмотрении мы видим какие то три буквы, доселе неизвестные СДП. Что это, а это отключаемая система динамического подмагничивания, которая своей работой улучшает запись высоких частот. Ну вот и всё, с «Одой-102» разобрались, да не совсем, я же обещал вам экскурс по колонкам.  Так вот, первые колонки 15-АС213 так же были металлическими, как у «Оды-101», но фазоинвертор типа «лабиринт» заменили на классический, так же изъяли один высокочастотный динамик, которых в «Оде-101» было два. Потом завод перешёл на полностью пластмассовые колонки. Резюмируя написанное отчётливо прослеживается технология удешивления комплекса «Ода-102». И тут произошло то, к чему шёл завод, комплект очень охотно раскупался.

 

Третий акт.

 

Действующее лицо «Ода-102», но не та, а с новым магнитофоном «Ода-МП303». Как я раньше писал, что протяжки магнитной ленты завод «РИП» закупал за валюту, эту самую валюту стали экономить. Краник из Венгрии закрутили, поставив конструкторов данного комплекса в позу ищеек. И выход нашли, да какой!!!!! «Ода-102» получила лентопротяжку с электронно-логическим управлением советского производства. УРА. Впору можно было бы подумать и о «лентяйке», кто не понял объясню, это пульт дистанционного управления. Но увы, в те далёкие годы пультов не было, грустно.  

 

ОДА ШЕДЕВРУ.

 

Как и следует заголовку, речь пойдёт о шедевре и этот шедевр советской радио-электронной промышленность создали конструкторы Муромского завода «РИП». Я бы этим гениям отлил бы бронзовые бюсты при жизни. Долгих лет Вам уважаемые гении.

Итак: «Ода РЭМД-201» прошу вас только её любить, жаловать не надо.  Ну, полетели, в 1988 году родилась «Ода РЭМД-201» первая и единственная и гениальная и ….. заклинил, нужно ведь конкретику писать. Роды прошли без патологий, родился вундеркинд, подробно изложу ход своих мыслей и да же более. В принципе рассмотрев данный аппарат метров так с десяти, даже опытный эксперт в области радиоаппаратуры наверняка скажет следующее, ну я вижу два «кармана», то бишь магнитофона, вижу проигрыватель виниловых пластинок, вижу шкалу приёмника. Не согласиться не возможно, он прав. Но стоит подойти на расстояние вытянутой руки и внимательно присмотреться, всё тут же меняется. Неземной восторг вызывают клавиши записи на обеих магнитофонах, этого нет в советских двухкассетниках и нет в зарубежных. Круто аж жуть, а как актуально было. Взяв пластинку на один час, можно было её не записать на один магнитофон, по простой банальной причине-дефектная кассета, «Ода-201» записав пластинку одновременно на две кассеты гарантировала вам качественную фонограмму. Приятно удивила функция прослушивания двух кассет одновременно, почему? А вот почему, на первой кассете у меня текст, на второй тихая музыка, вместе текст на фоне музыки-круто. А вот теперь мощная бомба. Прошу всех спуститься в бомбоубежище. У «Оды РЭМД-201» есть кнопки «память селектора», что это, а вот что. Приведу пример, я захотел записать виниловую пластинку на первый магнитофон, для этого я кладу её на диск и включаю первый магнитофон на «запись», нажав кнопку один памяти селектора я с коммутировал эту цепочку и первый магнитофон жёстко «привязался» к проигрывателю. В данный момент я решил послушать приёмник, а там хороший концерт, я нажимаю клавишу «запись» на втором магнитофоне и кнопку два «память селектора», теперь второй магнитофон «привязан» к приёмнику. Но это не всё, я теперь могу слушать и пластинку и приёмник и внешний источник, а мои магнитофоны пишут только с источников к которым «привязаны». Вот такой этот музыкальный ящик. Во всём мире нет дива такого дивного.

 

Продолжение.

 

Ну вот, валюты нет, лентопротяжки Венгерские закончились, но как то надо выполнять пятилетний план и опять Муромские разработчики на время стали поисковиками. И опять фортуна им помогла, нашли Раменские механизмы. И появилась «Ода РМЭД-201-2». Но в Муроме специалисты загрустили, спросите почему, отвечу. Раменская механика оказалась настолько капризной, что привело разработчиков в уныние. Причиной отказов стала «программная шестерня», из за неё механизм работал не корректно, а попросту не включались режимы заданные с кнопок управления.  И данный аппарат не дошёл до торговой сети, дабы не было 100% рекламации. Альтернативы ему (механизму) найдено не было, да и годы наступали девяностые. Печалька.

 

Ода 102 СВР.

 

Муромский завод «РИП» выдал на гора ещё одну модель. И она называется, (барабанная дробь), «Ода-102СВР», модель 1997 года. Данная модель лишилась усилителя в двух блоках (УП) и (УМ), стал усилитель полный, «Ода У-102», он же «Ода У-202», принципиальных различий схемотехники замечено не было, только корректор магнитного звукоснимателя распаяли на плате предварительного усилителя, как водится забыв его за экранировать. Магнитофон в данной комплектации был всё на той же Раменской механике, а УКВ приёмник пришпандорить забыли. Как заведено было в те годы, эту «Оду» уже Российский покупатель не обнаружил на пыльных полках магазинов. Колонки остались прежние 15 АС-213.

 

Ода МП-305

 

Ну это вообще неизвестный науке «зверь», даже завод «РИП» молчит о нём как партизан на допросе. И в Интернете его нет. Но есть в данном магнитофоне боооольшей плюс, спецы из Раменска убрали «программную шестерню» и произошло чудо, механика лишилась поиска фрагментов по паузам, зато стала работать безупречно.

 

Колонки

 

Есть очень диковенные колонки, там стоят динамики 25 ГДШ-2Н из славного города Гагарин. Но их мало и всем не хватит.

 

Диво-дивное

 

Эквалайзер, всем эквалайзерам эквалайзер, аж 10 полос. Встретил только сладкую парочку, но куплю большую лопату и накопаю больше.

 

 Ну вот и подошел к концу мой обзор, я так думаю, что некоторая

информация будет для кого то бесценной и мне скажут СПАСИБО