Справочники Ретротехника.Ру

Подвижной радиовысотомер ПРВ-11 "Вершина" (1РЛ119)

Искать:

купить, продать Подвижной радиовысотомер ПРВ-11 "Вершина" (1РЛ119), цены


Описание

 

Подвижной радиовысотомер ПРВ-11 "Вершина" (1РЛ119)

Радиовысотомер ПРВ-11 "Вершина"
 
Родители.
Задан в разработку Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР...
Принят на вооружение приказом МО СССР от 28.12.1961 г.
Гензаказчик ГРАУ МО СССР.
Разработчик ВНИИРТ. Главный конструктор В.А.Сивцов.
Производился на Лианозовском электромеханическом заводе (г.Москва), впоследствии производство было передано Запорожскому заводу.
Производился вариант высотомера для включения в состав РЛК П-80 под маркой ПРВ-11Э.
Высотомер поставлялся также вооруженным силам других государств (под маркой ПРВ-11У).

Назначение:
РЛС определения высоты в составе подразделений Войск ПВО.

Диапазон:
Сантиметровый (10 см).

Определяемые координаты:
Дальность, азимут, высота, угол места.

Дальность обнаружения (по МиГ-17):
На высоте 500м. - 50 км.; более 6000 - 210 км. Ошибки определения высоты на Д менее 200 км - 300 м.

Состав комплекта:
 
- Кабина В - приемо-передающая кабина на повозку КЗУ-16 (52-У-415);
- Кабина Э - (типа 761) - электростанция (агрегат АД-30/230-Ч-400, 30 кВА, 230 В, 400 Гц.) Часть кабины отгорожена перегородкой, в ней размещался шкаф индикатора высоты;
- Кабина Э-Р - (типа 761) - электростанция (агрегат АД-30/230-Ч-400, 30 кВА, ВПЛ-30.);
- Контейнер-укладка блока АЗ-01 (антенны), контейнеры с катушками кабеля и кольями;
- Время развертывания расчетом в 7 чел - 3 часа; время включения - 7 мин. Для комплектования РЛК П-80 высотомер выпускался в модификации ПРВ-11Э - только с кабиной В. Шкаф индикатора размещался в индикаторной кабине (кабина "И") комплекса. Аппаратура запуска и ЧПК использовались из состава РЛК.

Особенности построения:

Эта радиолокационная станция является дальнейшим развитием радиовысостомера ПРВ-10. В высотомере полностью реализованы результаты ряда научно-исследовательских работ, выполненных во ВНИИРТ. Построен по принципам, ставшим классическими для радиовысотомеров. Естественно, использовалась хорошо освоенная к этому времени в РЛС П-20, П-30 техника СВЧ 10-сантиметрового диапазона. Для определения высоты использовался принцип механического сканирования узкой (в вертикальной плоскости) диаграммы направленности.

Основным направленим модификации радиовысотомера были введение защиты от активных и пассивных помех и улучшение зоны обзора и точностных характеристик;

- антенно-волноводная система стала более совершенной - применено усеченное параболическое зеркало площадью почти в два раза больше, чем в ПРВ-10, что позволило улучшить энергетические и угломерно-точностные характеристики высотомера; Более широкую антенну пришлось устанавливать на широкой стенке приемо-передающей кабины бОльших размеров; рупорный облучатель фиксировался в фокусе зеркала и качался вместе с зеркалом (появилось вращающееся сочленение в волноводном тракте , закрепленное на оси качания антенны);

- введена защита от активных (перестройка несущей частоты) и пассивных помех (когерентно-импульсная система СДЦ с двукратной ЧПК на вычитающих потенциалоскопах);

- в передающем устройстве появился новый перестраиваемый магнетрон (МИ-125), соответственно появилась система перестройки на запасные частоты (всего 5 кнопок); Система перестройки генератора была выполнена в виде одноканального синхронно-следящего привода (ССП), где в качестве углочувствительного элемента использовались проволочные потенциометры; это позволило плучить нужную точность перемещения связок в магнетроне и соответственно, необходимую повторяемость перестройки частоты; преселектор, местный гетеродин и фазовый трансформатор перестраивались одноканальным ССП на сельсинах.

- в связи с введением системы СДЦ разработано новое приемнное устройство: появились два квадратурных когерентных канала, в которых опорное напряжение когерентного гетеродина на фазовые детекторы поступало с квадратурным (в 90 градусов по фазе) фазовым сдвигом - при этом, если в одном канале при получившемся соотношении фаз напряжений отраженного от цели импульса и когерентного напряжение на выходе фазового детектора случалось нулевым, то в ортогональном канале - максимальным; таким образом, в довольно "бедной" пачке отраженнх сигналов (из-за узкой диаграммы антены и большой скорости сканирования) информация не терялась;

- введены режимы фазирования когерентного гетеродина зондирующим импульсом (с добавкой, при необходимости компенсирующих доплеровскую добавку частоты от перемещения пассивной помехи под действием ветра) и фазирования помехой;

- для увеличения стабильности частоты, необходимой для работы системы СДЦ, местный гетеродин построен не на клистроне, а на специальном металлокерамическом триоде ГС-4В; колебательная система в виде коаксиального резанотора; перестройка частоты производилась автоматом изменением объема анодно-сеточного резонатора; в этом же объеме размещался исполнительный элемент системы АПЧ, приводимый в действие отдельным сервоприводом;

- для обеспечения работы системы СДЦ введен новый режимы работы сиситемы АПЧ - "прерывистая АПЧ - ПАПЧ";

- индикатор высоты изменился не принципиально; на той же ЭЛТ 23ЛМ1В; для формирования сигнала угла места использовался потенциометрический датчик угла места, закрепленный на оси качания антенны. Для получения отметок высоты (линий равных высот) использовалась специальная ЭЛТ ИФ-17 (импульсно-формирующая трубка с 17 струнами); для повышения информативности введен дополнительный индикатор "азимут - дальность" (на такой же ЭЛТ), размещавшийся над индикатором высоты; На ИАД заводилась радиолокационная информация от РЛК П-80 или от РЛС П-35; Оператор, наблюдая отметку цели на ИАД, совмещал посредством кнюпельного механизма с ней маркер, ППК высотомера автоматически разврачивалась на цель, наблюдая отметку от цели уже на индикаторе высоты, оператор сообщал планшетисту высоту голосом, или, при работе в АСУ, совмещал маркерную линию высоты (другим датчиком) с серединой отметки от цели и нажимал тумблер "ввод высоты"; при этом аналоговое напряжение, пропорциональное высоте цели выдавалось на АСУ;

- система качания антенны претерпела изменения - в первых выпусках ПРВ-11 привод системы качания антенны стал более мощным, частота качания могла изменяться плавно от минимальной до 32 взмахов антенны в минуту; также можно было остановить антенну на любом угле места; В последующих выпусках ПРВ-11 эти режимы для упрощения конструкции убрали.

- для размещения системы управления, защиты и контроля установили новый шкаф ЦМ-17 (кстати, буквенно-цифровые названия блоков не ассоциировались с их предназначением; например, блок местного гетеродина назывался ВГ-08;

- охлаждение магнетрона было жидкостное, использовалась специальная кремний-органическая охлаждающая жидкость ВПС;

Аппаратура была построена на элементной базе первого-втрого поколения ("пальчиковых" лампах, часть стабилизаторов блоков питания на транзисторах).Блоки были построены по субблочному принципу и во многом унифицированы с блоками РЛК П-80.

Доработки:

Масштабных и значимых доработок на высотомере не проводилось. Аппаратура "Сопряжение-119" (С-119), представляющее собой аппаратуру сопряжения ПРВ-11 с РЛС П-14. Аппаратура позволяла отображать на экране индикатроа "азимут-дальность" высотомера обстановку от РЛС П-14. Аппаратура представляла собой шкаф, аналогичный шкафу РЛС П-14. Сопряжение производилось по запуску и по ССП.

- встраивание аппаратуры защиты от СНС "Коммутатор-119"; - "автоматическая регулировка порога - АРП" или "конденсатор" для согласования динамического диапазона видеотракта приемника с видеотрактом индикатора высоты, что реально улучшило наблюдаемость целей в условиях активных шумовых помех;

Вместе с тем, завод производил существенные изменения в конструкции высотомера без доработок уже выпущенных станций в войсках.
- для высотомеров, поставляемых в состав РЛК П-80 был создан пеленгационный канал с антенной и приемником.
- два блока ДД-05 и ДС-05, вырабатывашие импульсы синхронизации и отметки дистанции, доставшиеся от РЛК П-80, заменили на один ДД-06;
- схемотехника индикатора высоты ИВ-05 была упрщена, стал выпускаться блок ИВ-06;
- заметно упростилась схемотехника многих блоков (например, КВ-01) и систем, принципиальные схемы многих блоков стали более удобочитаемыми.

Все это положительно сказалось на надежности и других эксплуатационных характеристиках высотомера.

Как только ПРВ-11 привели к надежному виду, так производство пришлось перестраивать на выпуск ПРВ-13, являвшийся дальнейшим развитием ПРВ-11.

Несмотря на значительные конструктивно-схемные усовершенствования, наименование и марка ПРВ-11 не изменялась.

Выпускалось несколько видов так называемых "монтажных комплектов" кабельной сети к ПРВ-11 - для выноса шкафа индикатора высоты на расстояние до 500 метров, для сопряжения с различными объектами АСУ.

Высотомер был достаточно надежен и стабилен в работе.

По состоянию на 2000 год высотомеры ПРВ-11 практически "закончились".

Из книги "Путь к "Вершине". История Запоржского электромашиностроительного завода":

...Основная задача, которая была поставлена новому заводу, - изготовление и выпуск РЛС типа радиовысотомера "Вершина", разработанного коллективом Московского НИИ-244 (ВНИИРТ). Изделие уже выпускалось промышленностью и, в связи с этим, запорожцам был передан комплект конструкторской документации вместе с двумя станциями, изготовленными на Лианозовском электромеханическом заводе в Москве. Разработку радиовысотомера возглавлял В. А. Сивцов, а его заместителями были: А. Н. Григорян, М. 3. Мальцев, Л. Н. Кисляков, М. Г. Фирдман.

В новой станции стала возможной перестройка рабочей частоты, а также существенно улучшены основные энергетические и точностные характеристики по сравнению с ранее выпускаемыми станциями. Так, например, в высотомер "Вершина" были введены средства защиты от активных помех; вместо ртутных линий задержки, применяемых раньше, использованы потенциалосколы, значительно улучшившие защищенность станции, хотя пришлось преодолеть немало технических трудностей в сантиметровом диапазоне волн. Система селекции движущихся целей (СДЦ), созданная для этого высотомера, впоследствии нашла применение в других станциях. "Вершина" была принята на вооружение под шифром ПРВ-11. По сравнению с другими конструкциями она имела большую дальность обнаружения целей, содержала более совершенные средства сопряжения с РЛС кругового обзора, системами наведения и передачи данных, что обусловило ее успешное применение в радиотехнических войсках ПВО и зенитно-ракетных комплексах. Этот радиовысотомер прожил долгую жизнь, исчисляемую десятилетиями, подвергался неоднократной модернизации, вбирая в себя все лучшее, чем располагала радиолокационная техника тех лет. Последние его модификации, изготовленные нашим заводом, до сих пор работают в войсках.

....В 1964 году от ВНИИРТ заводом было получено задание на доработку "Вершины" с учетом меняющихся обстоятельств. Уже через год все изделия стали выпускаться с аппаратурой кругового обзора пространства, позволяющей обнаруживать такие цели, и имеющие системы защиты от естественных и искусственных помех. Испытания модернизированной "Вершины" были успешно проведены совместно с одной из авиационных частей Запорожского гарнизона. Система разработана коллективом сотрудников ОКБ в составе: А. Э. Брюггемана, И. Г. Тарасюка, Н. В. Строева, А. Г. Банкета, В. С. Войтова, М. И. Мирошниченко под руководством начальника ОКБ М. Г. Фирдмана.

Над повышением качества и надежности изделий в экстремальных условиях с декабря 1964 - по февраль 1965 года работала группа представителей предприятия и заказчика за полярным кругом.
Состав группы:
- Б. А. Гасанбеков - заместитель главного инженера КБ;
- В. С. Мирутенко - старший инженер КБ;
- В. Д. Солодкий - инженер отдела гарантийного обслуживания изделий;
- В. С. Католиченко - инженер отдела гарантийного обслуживания изделий;
- Л. П. Нетреба - представитель заказчика.

Цель работы группы: - изучить условия эксплуатации изделий за поляр ным кругом, на Крайнем Севере; - провести экспериментальные работы по обеспе чению эксплуатации изделий на Крайнем Севере за пре делами требований технических условий, т.е. при темпе ратуре, ветре, влажности, превышающих эти требования; - по возможности выполнить эти работы на отдель ных изделиях в эксплуатирующих подразделениях Край него Севера - от Мурманска до Чукотки. Цели и задачи группы были согласованы с руководством эксплуатирующих организаций, для выполнения работ организовывались спецрейсы самолетами полярной авиации. Базовой точкой был о. Диксон, оттуда самолетами ИЛ-14, АН-2 делались вылеты на рабочие точки. Все работы проводились в сложных погодных условиях: температура воздуха до -58°С, пурга, полярная ночь. Этой группой были усовершенствованы 3 изделия, что обеспечило их нормальную работу в условиях Крайнего Севера. А на предприятии были подготовлены технические бюллетени по доработке всех изделий, расположенных в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 


Комментарии (0)

Добавить новый комментарий

Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Copyright © 2006-2018 Частный музей "РЕТРОТЕХНИКА.РУ"
Яндекс.Метрика
Copyright © 2006-2018 Частный музей "РЕТРОТЕХНИКА.РУ"